Больше теоретиков, а не практиков

23.12.2013

ТЕЗИСЫ

выступления на факультете журналистики ВГУ 20 декабря 2013 года

в ходе дискуссии о совершенствовании подготовки журналистов

Один из моих учителей журналистики Эмма Афанасьевна Худякова, ныне покойная, была убеждена, что научить писать вообще невозможно. Этому можно научиться только самому. Полностью с ней согласен.

На факультете журналистики  значение самостоятельно прикладываемых усилий для овладения профессией куда выше, чем на всех остальных. На журфаке должны даваться знания, а не навыки. Какие есть жанры, какие типы изданий, каковы виды редакторской правки и т.д. И это на факультете можно получить сполна. Кроме того, здесь созданы идеальные условия для индивидуального творчества, которое в большинстве случаев поощряется и даже стимулируется.

Вместе с тем мы видим, что наши СМИ испытывают определенный кадровый дефицит. Но он вызван проблемами медиа-сферы в целом, которые неправильно было бы переваливать на факультет журналистики. Расширение доступа к каналам массовой коммуникации благодаря развитию интернета повысило для журналистов профессиональную планку. Для сохранения высокого социального статуса им необходимо обладать особыми качествами, которые бы выделяли их в глазах аудитории на фоне всех остальных пишущих.

Это наличие четкой гражданской позиции, которая не меняется из конъюнктурных соображений и которая находит выражение в творчестве.

Это высокая компетентность в затрагиваемых вопросах, которая достижима только при наличии у публициста системного мышления, позволяющего видеть динамику развития общества в целом, с учетом всех взаимосвязей между его частями, а соответственно - быть равноправным партнером социального диалога. 

А для развития упомянутых качеств, на мой взгляд, факультету требуется больше теоретиков, причем в том числе и непрофильных, преподающих дисциплины социально-гуманитарного цикла.

Но и это не главное, что позволит исправить неудовлетворительную кадровую ситуацию в медиа-сфере. Дело в том, что для становления журналиста, способного к аналитике и колумнистике, мало 5 лет обучения в вузе. Оно длится всю жизнь в журналистике. И проблема не в том, что студентам-журналистам чего-то недодается в стенах факультета. Проблема в том, что у журналистов-выпускников недостаточно интенсивно идет профессиональный рост за стенами журфака - в их редакциях.

Надо отдать должное Владимиру Васильевичу Тулупову, который видит проблему нехватки журналистских кадров, способных системно мыслить и выдавать качественную аналитику. Он озаботился профессиональным ростом своих коллег еще и вне стен факультета, возглавив Гильдию аналитических журналистов. Это творческое объединение намерено реализовать ряд информационных, коммуникативных и обучающих проектов, способствующих выводу воронежской публицистики на более высокий уровень.

Нельзя, разумеется, не согласиться с тем, что на состояние аналитической журналистики в регионе оказывают влияние и внешние, «нетворческие» факторы. Но мы видим, что ситуация постепенно меняется. Граждане все больше желают влиять на процесс социального управления, а, соответственно, все острее ощущается необходимость в компетентном посреднике между ними и центрами принятия социальных решений. И понимание этого постепенно приходит ко всем субъектам социального процесса.

Все это дает основания полагать, что внешние условия уже в скором времени станут еще более благоприятными для развития аналитики и колумнистики. Хочется надеяться, что мы окажемся на высоте новых требований к журналистам, которые несут с собой такие перемены в общественной жизни.

Обсуждения
  • Thumb default

    Я за аналитические новости!

    0
    24.12.2013 12:56
  • Thumb 201212100941020400181 233x233

    С первым абзацем согласен частично. Писать, например, можно научить ровно так, как и играть на музыкальных интсрументах. В этом не согласен. Научить быть талантливым музыкантом, писателем, журналистом - нельзя, им надо просто быть. В этом согласен.

    Второй абзац - те же чувства. Есть талант и хочешь быть - прикладывай усилия, иначе - не будешь. Согласен. Особые требования к самостоятельному постижению науки и ремесла на журфаке - личные впечатления "консервативного" пера от учебы. На истфаке, где я учился, ничуть не хуже и не лучше. В этом не согласен. Условия для творчества и его стимулирование относятся к дургой категории, и очень хорошо, если на журфаке именно так. Чего и всем желаю.

    Дальше спорить с человеком, только что защитившим диссертацию по журналистике (еще раз поздравляю!), не очень уместно. Задавит гранитом науки! И про гражданскую позицию, и системное мышление, и непрофильных теоретиков, и "нетворческие факторы" - ни дать, ни взять. 

    Маленькое дополнение, которое просто хотелось бы озвучить. Лично меня очень волнует зачастую невнимательное отношение журналистов к деталям. И бывает так, что и с гражданской позицией все хорошо, и теория на высоте, и системное мышление не подкачало, и  "нетворческие факторы" не мешают, а затешется какая-нибудь мелочь неточная, непроверенная, недоработанная в текст - и уже весь он не бочка меда, а ложка дёгтя. А ведь текстами жив журналист, не так ли?! Например, как если бы какой музыкант в прекрасном исполнении пару-тройку раз откровенно сфальшивил. 

    А мелочь эта и есть предмет анализа, то есть такого логического приема определения понятия, когда данное понятие раскладывают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание его ясным в полном объеме.

    Так что и я за аналитическую хурналистику! 

    0
    25.12.2013 17:12
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх