О пятой теории прессы

02.05.2014

КОММЕНТАРИЙ

к мастер-классу известного журналиста Альберта Плутника "СВОЕВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ, или журналистика как послушное (вздроное, капризное) дитя своего времени", состоявшемуся под эгидой Гильдии аналитических журналистов

Воронеж, Дом Молодежи (проспект Революции, 22), 29.04.2014 г.

Трудно не согласиться c утверждением Альберта Плутника, что и власти, и обществу в целом необходима честная и объективная журналистика. Однако соответствовать таким высоким стандартам – крайне непросто. И возникает вопрос, зачем нам эти трудности? Ведь сейчас померкли все ориентиры, от которых можно было бы оттолкнуться. Речь о четырех теориях прессы, перечисленных ниже.

СМИ должны нести в массы высокие идеи. Эта теория в глазах многих была погребена под обломками советской системы.  Впрочем, у нее остаются сторонники, пусть и подразумевающие разные, зачастую взаимоисключающие идеи. Но при всей возвышенности такого взгляда на предназначение СМИ его убедительная сила явно невелика.  Ведь мы понимаем, что никто не обладает монополией на истину.  И единственно верные направления нам зачастую неведомы (хотя, безусловно, они есть).

СМИ должны быть информационными санитарами. Бичевание недостатков и выявление злоупотреблений, борьба с социальным злом – это и в самом деле благородная миссия. Но выполнима ли она при том низком уровне доверия к прессе, до которого мы опустились сейчас? Очевидно, что журналистике для этого пока недостает морального авторитета. А последний опять же может основываться не на отрицании, а на утверждении чего-то, каких-то светлых идей.

СМИ – это факты и только факты. Наше дело бесстрастно рассказывать о происходящем в социальной действительности, а читатель, зритель составит об всем свое мнение, сам расставит оценки. Однако, как мы видим, люди порой довольствуются, а то и предпочитают не факты, а псевдо-факты. И «фейковые» новости востребованы порой куда больше, чем сообщения, нацеленные на максимально достоверное освещение событий.

Та же теория, что удел журналистики – лишь развлекать, идти вслед за публикой, а не вести ее, в кругу аналитических журналистов не нуждается в отдельном развенчании.

И, возможно, пора выдвинуть пятую теорию прессы, объясняющую, зачем журналисту стараться быть объективным и честным. Хотя добавит ли она что-то принципиально новое? Ведь изначально и доныне невозможно представить, кто еще, кроме СМИ, мог бы взять на себя роль главного модератора общественной дискуссии. Но модератор должен быть спокойным, мудрым, взвешенным, готовым к диалогу, компетентным в обсуждаемых вопросах. Таким, пожалуй, как Альберт Ушeрович Плутник, – знаменитый публицист, задумывающийся над путями журналистики и, как иногда кажется, нащупавший, в чем должна состоять пятая теория прессы.

Обсуждения
  • Thumb 2012101919463404001341 233x233

    На мастер-классе Альберту Плутнику, кстати, был задан вопрос, в чем он видит предназначение журналистики и суть "пятой теории прессы"? Ответ на него можно узнать здесь http://www.geosnet.ru/events/8043 или здесь http://gajvrn.ru/?p=155

    0
    02.05.2014 18:42
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх