О сходстве журналистов с инженерами, или о сути медийных инноваций Гильдии

15.07.2014

По мотивам ДОКЛАДА на общем собрании Гильдии аналитических журналистов

4 июня 2014 г., г. Воронеж, бильярдный клуб «Седьмая луза»

Гильдия аналитических журналистов в нашем понимании нацелена не на отрицание каких-то других творческих объединений, не на борьбу с каким-то силами, «которые нас злобно гнетут». Ее миссия - развитие мыслящей журналистики, в которой сейчас так нуждается наше общество.  И стоит разъяснить, почему ей оказывается господдержка, а также дать ответы на другие наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы.

"К чему нам развивать аналитическую журналистику? Без нее как-то спокойнее…"

Нашему обществу для процветания, как убеждены сейчас многие политики, ученые, общественные деятели, не хватает не столько материальных ресурсов, сколько энергии созидания. Иными словами, сплоченности вокруг наших высших ценностей, стремления вершить большие дела, патриотического отношения к собственной стране, региону. В атмосфере скепсиса, нигилизма, апатии невозможно двигаться вперед, можно только деградировать. И исправить ситуацию не помогут никакие грамотные, выверенные, даже креативные политические, социально-экономические, правовые решения. Они не повлекут за собой требуемые общественные усилия, не вызовут необходимый отклик у граждан. Они просто не сработают – при всей их правильности, своевременности, прогрессивности.

И СМИ, как мы все убеждены, способны делать весомый вклад в генерацию энергии  созидания. Но в том случае, если они не отрываются от реальности. Причем не важно, в приукрашивании или, наоборот, очернении действительности заключается этот отрыв. Ведь на энергетику созидания отрицательно влияют как радужные иллюзии, приводящие к обманутым ожиданиям, так и упаднические настроения, не позволяющие замечать открывающиеся возможности. Только реалистичные представления о существующих проблемах и путях их решения способствуют сохранению созидательных порывов. А СМИ как раз могут помогать человеку в адекватном осмыслении  происходящего в обществе, а, значит, и в выборе им правильного пути. И именно это мы подразумеваем под аналитической журналистикой.

"Зачем что-то менять в нашей журналистике - лучшей в Черноземье?"

Журналистика не может быть аналитической в нашем понимании, если она выступает только в роли продавца. Продает информацию читателю, площади – рекламодателю. Без выражения самостоятельной, но ответственной позиции. Представление о том, что журналистика – лишь чей-то инструмент, несовместимо с настоящей аналитикой. Не важно, инструмент чего – удовлетворения интереса читателей, запросов рекламодателей, требований учредителей. Такие представления ставят ее в положение ведомой, а не ведущей.

Ибо аналитическая журналистика не только отражает общественные настроения, как зеркало. Она еще и формирует их. В этом зеркале можно увидеть не только то, что есть, но и то, к чему  стоит стремиться. Другими словами, аналитические журналисты не столько продавцы информации, сколько «инженеры» общественных отношений. Подобно инженерам, которые двигают технический прогресс, аналитическим журналистам свойственно стремление конструировать новую, более совершенную социальную реальность. А для выполнения своей роли по формированию общественных настроений СМИ – вне зависимости от своей политической ориентации – необходимо быть не инструментом влияния, а центром влияния.

И условием такой смены ролей является отнюдь не решение какой-либо инстанции извне журналистского сообщества, после принятия которого «оковы тяжкие падут». Условие состоит в том, чтобы осознать свою ответственность за происходящее, а не довольствоваться ролью наблюдателей и «копирайтеров». Самостоятельность и ответственность неразлучны, как сестры Толмачевы на «Евровидении». И с такой журналистикой будут считаться извне при любых политических раскладах.

"Как вы допустили, что в Гильдии состоит господин Чаплин?"

Сделать СМИ центром влияния способны только журналисты, имеющие собственные взгляды на развитие общества и способные критически осмысливать происходящее. И они могут быть не только центристами, как председатель Гильдии Владимир Тулупов, но и коммунистами, либералами и даже – страшно сказать (!) – националистами (не путать с ксенофобами, экстремистами и антисемитами, которые для Гильдии являются персонами «нон-грата»).

А указывать Гильдии со стороны, кого ей принимать в свои ряды, а кого изгонять – тем более по политических мотивам, - абсолютно недопустимо. 

Но мы бы вряд ли стали сотрудничать с этим творческим объединением, если бы оно объединяло совсем уж кого попало. Одно политическое требование к своим членам Гильдия все-таки выдвигает. Это приверженность интересам развития общества, региона. Это патриотизм. Те, кто считает, что наша страна – это «Мордор», что наша область – это «болото», что «отсюда надо валить», по своим убеждениям не совпадают с идеологией Гильдии. 

Инициаторы ее создания решили собрать лучших журналистов и предложить им взяться за эту непростую задачу возвращения журналистики на роль «четвертой власти», в основе которого – понимание журналистами своей ответственности за то, какое воздействие они оказывают на общество – разрушительное или созидательное. И для тех, кто готов откликнуться на это предложение, есть общественные поручения. Для них есть также задания, выполнение которых предполагает и материальное поощрение. Но никто никого в Гильдии ни к чему не принуждает и тем более никто никого не перевоспитывает. Это не «республика Шкид» для незрелых авторов. Это «технопарк» для «инженеров» общественных отношений, на площадях которого совместно они могут делать больше, чем по отдельности. Да, это место для дискуссий, но не для увещеваний, уговоров и уж тем более угроз. Члены Гильдии – свободные журналисты в свободной стране.

Единственный владелец и главный редактор портала «Четыре пера» Константин Чаплин, конечно, балансирует на грани социально ответственной и деструктивной журналистики, но кто еще, кроме товарищей по Гильдии, может попытаться направить его в правильное русло добрым советом? 

"Какое отношение эти гранты, эти круглые столы, эти мастер-классы имеют к аналитической журналистике?"

Развитие аналитической журналистики - в нашем понимании – не означает выдавать на-гора аналитические тексты. Его не измерить количеством количеством печатных знаков.  Ибо оно заключается в изменении отношения журналистов к своей работе, а также изменении отношения к журналистам в обществе – восприятии их как ведущей, а не ведомой силы. И именно это может повлечь за собой увеличение как количества, так и качества аналитических текстов. Вот правильное понимание причины и следствия. Только при таком подходе аналитическая журналистика станет более распространенной, войдет в норму, а не останется уделом чокнутых одиночек, каких-нибудь четырех перьев.

И Гильдия предложила нам следующие шаги по развитию аналитической журналистики, вытекающие именно из такого понимания проблемы.

Шаг первый – обмен опытом. Аналитическая журналистика не вчера появилась, многое достигнуто в этом направлении. И мастер-классы, встречи с мэтрами как раз и призваны помочь журналистам взять на вооружение лучшие практики. Переосмыслить свою творческую деятельность в общении с великими и просто выдающимися коллегами. Аналитический журналист, будь он хоть сто раз мэтром, никогда не скажет, что ему уже нечему учиться.

Шаг второй – обсуждение спорных вопросов. Мы знаем, что аналитический журналист – это антипод капитана очевидности. Значит, многое надо прояснять. Поэтому надо дискутировать по актуальным вопросам медийной повестки. Что правильно, что неправильно в политике, экономике, культуре? Где грань между конструктивной критикой и деструктивным критиканством. Обсуждать внутрикорпоративные вопросы. Как правильно и как неправильно – с профессиональной точки зрения – освещать те или иные события, проблемы.

Шаг третий – стимулировать написание аналитических текстов лучшими авторами, чтобы показать пример качественной, созидательной журналистики, задать высокую творческую планку. Помочь конкретным авторам-аналитикам (а не редакциям и тем более не рекламным отделам)  достичь самореализации в интересах общества. 

Господдержка Гильдии – это попытка наладить взаимодействие не по традиционной схеме «заказчик – исполнитель», а в режиме сотворчества. Механизм общественно-государственного партнерства, апробируемый в ходе реализации программы Гильдии, зиждется на таком типе взаимоотношений власти и СМИ, при котором последние являются центром влияния, а не инструментом.

Но предоставленной возможностью нужно еще воспользоваться, для чего членам нового творческого объединения нужно активнее и сплочённее работать над реализацией соответствующей госпрограммы. Друзья, гонорары устали вас ждать!

"Разве вы не опасаетесь, что Гильдия выйдет из-под контроля и дискредитирует саму идею общественно-государственного партнерства в медиа-сфере?"

Опасаться утратить контроль над тем, что  не собираешься контролировать, было бы нелогично. Господдержка Гильдии – это содействие развитию нового института медиа-сообщества, но не дирижирование им. Безусловно, мы прекрасно понимаем, что субсидирование общественного проекта, который не предполагает прямого управления и сама идея которого предполагает развитие самоогранизации и саморегулирования медиа-сообщества, - это определенный риск. Содействуя Гильдии в реализации ее программы, мы не знаем, что ее члены заявят на публичных мероприятиях, напишут в своих изданиях. Может быть, это в чем-то и разойдется с «генеральной линией». Но мы верим, что наш журналисткой корпус в основе своей составляют достойные, творческие, ответственные личности, консолидация усилий которых в конечном итоге обернется для общества благом, а не вредом. А ответственной и эффективной власти незачем опасаться самостоятельно мыслящей, но тоже ответственной журналистики.

Тех, кому первые результаты нашего сотрудничества кажутся не соответствующими высоким идеалам, не отвечающими «красоте замысла» или даже противоречащими продекларированным целям, стоит предостеречь от поспешных выводов. Ведь мы ставим эксперимент. И наивно ожидать, что при запуске такого принципиально нового, инновационного социального проекта все пойдет гладко, «так, как мы мечтали». Давайте наберемся терпения. Более того,  будем не только говорить об ошибках, но станем их исправлять.

"А нужна ли  Гильдия самим журналистам?"

Да, кто-то кое-где у нас порой прогуливает мероприятия Гильдии. Но развитие аналитической журналистики нужно не только ответственной власти и всему обществу, а еще и самим журналистам. Ведь если СМИ перестанут быть силой, направляющей усилия общества в конструктивное русло… Если они перестанут вдохновлять людей становиться лучше и делать лучше жизнь других… Если они выпадут из общественной коммуникации как ее важное и полезное звено… То мир, конечно, не рухнет. Но участие в деятельности Гильдии – это выбор в пользу того, что журналист у нас – больше, чем «райтер». Это поиск более осмысленной журналистики. Это причастность к укреплению и развитию страны и региона.

Обсуждения
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх