Лекарство от кредитомании

16.08.2017

Мировой финансовый кризис стал для многих россиян благом. И в первую очередь это касается тех, кто уже успел подсесть на «кредитную иглу». С этим явлением россияне столкнулись относительно недавно, буквально два-три года назад, и жертвами кредитомании стали в первую очередь молодые и энергичные люди 18-30 лет.

О причинах кредитной зависимости и о том, как с ней бороться, рассказывает психолог-консультант, эксперт Центра практической психологии Карина Славина.

- Кредитозависимыми становятся люди с определенным складом характера. Такой человек может радоваться жизни только тогда, когда он «соответствует» - то есть когда у него есть костюм от Роберто Кавалли, или телефон за 50 000 рублей, или «БМВ» последней модели. Ему важно выглядеть успешным в глазах окружающих – тогда у него повышается самооценка и самомнение растет. Это психологическая проблема, с которой надо бороться. Как уже неоднократно говорили ученые, корни этой проблемы часто идут из детства – например, девушка росла в бедной семье, мама не могла покупать ей все, что хотела дочь. А девочка страстно мечтала выглядеть не хуже стильных одноклассниц. Велика вероятность, что, повзрослев, она будет тратить всю зарплату на внешние атрибуты успешности. Рано или поздно заработанных денег хватать уже не будет, и девушка, дабы не отказываться от исполнения своих желаний, пойдет и возьмет кредит.

Психологи говорят, что отношение людей к деньгам можно условно разделить всего на два направления, причем достаточно простых и давно известных. Одни предпочитают копить, другие – тратить. «Кредитомании» оказались подвержены в первую очередь люди из второй группы. Очень многие из них утверждают, что обязательства по кредиту… дисциплинируют! От платежей в банк никуда не денешься, и для должников они служат своеобразным стимулом. А вот при попытке скопить какую-нибудь сумму «транжиры» рано или поздно срываются и покупают совсем не то, на что откладывали.

- Вообще общество потребления без кредитов немыслимо, - говорит наш эксперт. – Когда человек поддается внушению, идущему со всех сторон: «Надо покупать!», у него появляется много желаний, навязанных извне. Как правило, они относятся к вещам не первой необходимости. И для того, чтобы удовлетворить эти желания, человек использует такой финансовый инструмент, как кредит. Например, девушка увидела в глянцевом журнале сумочку от Valentino за 50 000 рублей – и загорелась: «Хочу!» Она следит за модой, обожает покупать новые вещи, и считает, что всегда должна хорошо выглядеть, а этого можно достичь только в одежде дизайнерских марок. Но ее месячная зарплата равна 40000 рублей. И тогда она идет в банк и оформляет кредит. Через день она уже потратила эти деньги на девятые вечерние туфли, платье, абонемент в фитнес-клуб, и на что-то еще. «Ничего страшного, - думает она, - возьму еще один кредит, а с зарплаты покрою». Также очень популярны кредиты «на новый мобильный», которые меняются раз в 3 месяца, «на шубу»… Но во всех этих случаях можно купить телефон или шубу на несколько тысяч дешевле, не уступающий по качеству дорогому аналогу. И не влезать в долги.

Как известно, мужчины и женщины относятся к кредитам по-разному. Мужчины чаще всего берут целевые кредиты – автомобильные либо ипотечные. Потребительские кредиты, как правило, прельщают сильный пол только в том случае, если очень хочется приобрести какую-либо техническую новинку: дорогой коммуникатор, домашний кинотеатр, новый ноутбук. Иными словами, мужчины предпочитают целевые кредиты на крупные покупки, то есть на какую-то конкретную вещь. Как правило, они склонны просчитывать свои возможности перед тем, как взять кредит. А вот тактика «набрать в разных банках сколько можно» присуща лишь одному, особому типу мужчин. Им нравится казаться намного более успешными, чем есть на самом деле. Кредиты для них – способ создать видимость «красивой жизни». В просторечии таких людей называют «мажорами».

- Женщины сильнее поддаются рекламным внушениям, чем мужчины, поэтому им хочется приобрести много вещей сразу, немедленно, как говорится, «по первому желанию», - говорит психолог Карина Славина. – Обычно они более склонны к потребительским нецелевым кредитам или кредитным картам. Изначально они могут мечтать, скажем, о дорогих туфлях, но в результате удачного шопинга потратить кредит на новую шубу. Среди моих клиенток очень много таких личностей. Вообще отношения таких людей с миром очень хорошо показаны… в народной сказке про Золотую рыбку. Помните жадную старуху, которой все время было мало и в итоге захотелось получить весь мир? Но в конце сказки она осталась с тем же, с чего начинала – с разбитым корытом.

Благодаря кризису возможностей без проблем получить большой кредит стало гораздо меньше, и процветание «рая шопоголиков» оказалось под вопросом. Однако многие люди успели впасть в кредитную зависимость в течение предыдущих нескольких лет. И сейчас они только начинают осознавать свои проблемы.

- Зачастую очень трудно понять и тем более признать, что твое желание «быть не хуже всех» привело к психологической проблеме. Для многих это становится подлинным шоком,- говорит Карина. - Приведу один пример. Не так давно ко мне пришла девушка, одетая по последней моде, стильно накрашенная и внешне выглядящая очень успешной. Под этой маской скрывался растерянный человек, столкнувшийся с тем, что его успех ложен. Эта история очень показательна. Девушка работает в бухгалтерии крупного предприятия, она ценный специалист, получает хорошую зарплату. И вот она случайно столкнулась на улице со своей бывшей одноклассницей, которую не видела года 4. В первый момент вид одноклассницы ее поразил – обычная синтетическая куртка, подержанная машина, пакет, из которого торчит рыбий хвост. На вопрос, чем она занимается и как жизнь, одноклассница ответила: «Я ИП, торгую граблями и ведрами, вышла замуж, купили с мужем дом в пригороде, сейчас ждем второго ребенка». При этом девушка выглядела абсолютно счастливой, и сам факт, что она торгует ведрами и ездит на русском универсале, ее не смущал. В итоге она предложила моей клиентке посидеть в кофейне, но клиентке пришлось отказаться – у нее не было лишних денег, поскольку она лишь недавно заплатила взносы по трем кредитам – за машину, за путешествие и за сверхтонкий ноутбук. В сумме эти взносы составляют 25000 при зарплате клиентки в 35000. После этой встречи моя клиентка задумалась о том, стоит ли переплачивать такие деньги за «мнимый успех» - возможность обеспеченно выглядеть в глазах окружающих, но при этом отказывать себе во многих приятных вещах и жить на остатки зарплаты. В итоге наступил внутренний конфликт с самой собой, когда девушка перестала понимать, чего она хочет на самом деле и как ей надо выстраивать свою жизнь дальше. Сейчас мы с ней работаем над этой проблемой, и больше половины пути уже пройдено.

Кредитная машина, техника, отпуск, но особенно одежда – это во многих случаях способ создать иллюзию успешности. Стремление показать, что человек может себе это позволить, приводит его в долговую яму, заставляя брать множество кредитов сразу. СМИ регулярно рассказывают печальные истории людей, которые вынуждены менять фамилии, переезжать в другие города, скрываясь от кредиторов. При этом 5-6 кредитов сразу – это не предел. Во многих случаях кредитомании число взятых займов доходило до 20!

- Многие люди просто не понимали, что зависимость от кредитов – это такая же проблема, как, скажем, зависимость от игры в казино, – поясняет Карина. - Можно сказать, что она не кажется серьезной. Большинство легко отгоняет мысль о том, что берет чужие, а отдавать придется уже свои. Человек думает: «Да расплачусь, буду с зарплаты отдавать, что ж у меня – денег нет?!». И лишь единицы заранее сравнивают условия в различных банках, внимательно читают кредитный договор, учитывают при расходах все дополнительные платежи, продумывают все варианты развития ситуации.

Есть ли у современных российских психологов эффективные методы помощи кредитозависимым людям? Да, есть – говорит наш консультант. Но в основном это некие зарубежные методики, адаптированные под нашу действительность.

- В других развитых странах, особенно в США, психология «человека потребляющего» изучается более тщательно. Если человек осознает, что у него есть зависимость от покупок, что он может подсесть на «кредитную иглу», он без страха и колебаний идет к психоаналитику. Опытный консультант разрабатывает для него целую программу преодоления зависимости, состоящую из нескольких этапов, из небольших шагов. Например, в арсенале зарубежных психоаналитиков есть такой метод. Они рекомендуют пациенту положить кредитную карту в воду и поставить в морозильную камеру. Когда человеку безумно хочется что-то купить в кредит, нужно вынуть этот кусок льда из морозилки и ждать, пока он растает. Пока кредитка размораживается, нужно еще раз подумать, нужна ли вам покупка, взвесить все «за» и «против», особенно если нужно потратить крупную сумму. Ускорять процесс оттаивания нельзя. Так человек мало-помалу привыкает более вдумчиво относиться к своим покупкам. Наша цель – сделать так, чтобы моими клиентам стала неинтересна «кредитная гонка с препятствиями».

Утверждение «я могу себе это позволить» способно превратить всю жизнь человека в спектакль, где демонстрируются дорогие наряды и последние модели техники. Задача психологов – показать кредитозависимому человеку, что радость жизни заключается не только в дорогих вещах. Кстати, реже всего в зависимость от кредитов впадают личности истинно творческие, а также люди реалистического типа, любящие все делать своими руками.

- Главное лекарство от кредитомании – понять, что жизнь прекрасна и без множества внешних атрибутов успеха. Если вы умеете радоваться ясному небу, весеннему солнцу, улыбке ребенка или любимого человека – кредитная зависимость вам не страшна, – подвела итог нашей беседы Карина Славина. - Любить жизнь как она есть – самый верный способ победить все психологические проблемы.

Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх