О совершенствовании модели взаимодействия власти и СМИ

21.05.2013
ВЫСТУПЛЕНИЕ на круглом столе «Воронежская аналитическая журналистика: текущее состояние, перспективы развития, критерии качества» - в рамках ХХIV всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», состоявшейся 11.05.2013 на факультете журналистики ВГУ. Порядок взаимодействия власти и СМИ, установленный законом, безусловно, подлежит неукоснительному соблюдению. Так, на государственных структурах лежит обязанность своевременно реагировать на информационные запросы. Соответствующие подразделения региональных и местных органов власти эти функции обязаны выполнять. И такая работа ведется. Насколько качественно – судить журналистскому корпусу. Но надо отдавать отчет в том, что полностью отвечать ожиданиям творческих сотрудников СМИ, особенно работающим в максимально оперативном режиме, чисто технически очень сложно. Конечно, существуют возможности улучшить такого рода коммуникацию, но речь сейчас не об этих формах сотрудничества. Мы ставим вопрос о новом витке развития аналитической журналистики. А он подразумевает не стандартный информационный обмен по линии «Власть-СМИ», носящий односторонний характер (вопрос-ответ). Он предполагает учет мнения аналитических журналистов при принятии государственных решений. И перестраивать отношения исполнительной власти с медиа-сообществом в таком ключе закон не обязывает. Принимать решения в сфере социального управления – ее прерогатива. Однако время требует более чуткого реагирования на сигналы, исходящие от общества, поэтому развитие новых форматов государственно-медийного партнерства представляется вполне целесообразным. Вместе с тем у региональных властей есть полное право определять, какие СМИ включать в эти новые форматы взаимодействия, а какие – нет. В данном случае принцип равенства масс-медиа, соблюдение которого обязательно в рамках установленных законом форм сотрудничества (при работе с запросами), не имеет значения. Вовлечение всех СМИ в такой диалог лишено смысла. Далеко не всем из них есть что сказать власти. И отсюда вытекает одна простая проблема. Если государственные структуры будут оценивать СМИ и журналистов, с которыми следует либо не следует контактировать в новых форматах, естественно, их будет легко обвинить в предвзятости. Вот они вас критикуют - и вы их игнорируете. Поэтому необходим некий арбитр, который сможет компетентно оценивать соответствие конкретного журналиста или издания профессиональным стандартам аналитической журналистики. А, значит, и давать понять всем сторонам, заинтересованным в конструктивном медиа-сотрудничестве, к чьему мнению в журналисткой среде стоит прислушиваться. Таким арбитром могла бы стать, например, Гильдия аналитических журналистов – как коллективный выразитель позиций медиа-сообщества, объединивший журналистов разных взглядов, но специализирующихся на осмыслении общественно-политической и социально-экономической проблематики. Вопрос об уточнении профессиональных стандартов и уровне их соблюдения определенными изданиями (каналами) и журналистами необходимо решать как вне стен конкретной редакции, так и, разумеется, вне коридоров власти. Только при таком подходе возможно вынесение взвешенных и адекватных оценок. Именно на них власть могла бы ориентироваться при построении новой модели взаимодействия власти и СМИ - интерактивной, а не директивной. Но что необходимо для запуска такого механизма отбора для партнерства и – важнее того – развития игроков медийного поля, базирующегося на мнении авторитетного института журналистского сообщества? Думается, нужны определенные рычаги влияния. Таковыми могут стать государственные гранты для СМИ на освещение социально значимой тематики. Гильдия как звено в их распределении способна совместно с органами власти формировать информационный заказ и определять его исполнителей (на конкурсной основе), руководствуясь не конъюнктурными соображениями, а профессиональными требованиями. Полагаю, государственные гранты следует рассматривать прежде всего как способ дать импульс для перевода на новые рельсы более эффективного и конструктивного медиа-сотрудничества не только органов власти и СМИ, но и остальных сторон, присутствующих в публичном пространстве: общественных организаций, бизнеса, гражданских активистов и др.
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх