Просмотр события
Medium    1
1
0

В Доме журналистов обсудили воронежский опыт государственно-частного партнерства

Начало: 30.08.2016 16:00
Окончание: 30.08.2016 18:00
О событии

В круглом столе, посвященном актуальному вопросу, приняли участие более десятка экспертов в области экономики, здравоохранения и финансов

30 августа в воронежском Доме журналистов прошел круглый стол по теме «Государственно-частное партнерство. Воронежский опыт». Участники встречи поговорили об истории вопроса в регионе, вспомнили удачные и неудачные опыты реализации проектов, обсудили причины возможного торможения процесса и отметили наилучшие пути решения проблем, а также перспективы такого сотрудничества в самых разных отраслях экономики региона.

В условиях экономического кризиса, нестабильного курса валют и международных санкций влияние государства в процессах стабилизации рынка становится как никогда важным. Взаимодействие государственных структур с реальным сектором не ограничивается бизнесом крупных госкорпораций. В регионах достаточно широко распространен опыт партнерства на уровне местных проектов в социальной, медицинской и прочих сферах.

— Государственно-частное партнерство — относительно новая для России форма среднего и долгосрочного взаимодействия между государством и бизнесом. И создана она была для решения общественно-важных задач на взаимовыгодных условиях, — отметила в самом начале встречи модератор встречи, маркетолог и управленец Ольга Эльбаум. — Даже в Великобритании, которая традиционно считается родоначальницей этой формы реализации инвестиционных проектов, первые шаги по организации государственно-частного партнерства были приняты всего лишь в 1981 году. В нашей стране это понятие в узком смысле, если не ограничиваться словом «концессия», впервые появилось в законодательном акте лишь в 2006 году.

Традиционными сферами такого партнерства во всех странах являются социальные и транспортные инфраструктуры. Для России на сегодняшний день наиболее актуально ГЧП в таких сферах как коммунальное хозяйство, дороги и здравоохранение.

Среди успешным примеров ГЧП в нашем регионе, например, можно привести ЕПСС:

— Наше предприятие является ярким примером ГЧП, — замечает Павел Колтаков, технический директор акционерного общества «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области». — Сейчас я попробую назвать плюсы, которые мы получаем от такого сотрудничества. Ну, во-первых, так как мы являемся расчетным центром, то обладаем очень большим объемом информации по рассчетам за услуги ЖКХ, что позволяет государству выявлять больные точки, реагировать на них, мы можем предоставлять любую аналитику, структуру задолжности, причины и темпы задолжности и всю эту информацию отдавать государству. Кроме того, так как мы являемся обществом с государственным капиталом, то уровень доверия граждан, уровень ресурсных компаний, уровень ТСЖ к нам довольно высокий. Нашими партнерами являются крупнейщие ресурсо-содержащие организации города, десятки ТСЖ, УК. В свою очередь мы принимаем участие в законотворчестве. Кроме того, такое партнерство позволяет выступать нам медиатором в решение споров между УК и ресурсно-содержащими компаниями, которые нередко приводили к тому, что крайним оказывался конечный потребитель.

Социальная роль

Безусловно, в медицине государственно-частное партнерство играет довольно важную роль. Тесное сотрудничество позволяет окупить использование современных дорогостоящих методик диагностики и лечения, сделать их максимально доступными (а во многих случаях абсолютно бесплатными) для населения.

Сегодня в медицине нет такого аппарата, который бы на сто процентов ставил диагноз — поэтому любой новый метод диагностики — всего лишь дополнение к более традиционным исследованиям, отмечают эксперты. При этом, содержание полноценной лаборатории стоит огромных денег, которых просто нет у государственного учреждения. В этом случае удачным выходом становится «аренда» необходимого оборудования у частной компании. То есть частник берет на себя все вопросы обслуживания оборудования, а государство покупает уже не аппаратуру, а услугу, например, диагностику или лечение.

— Мы одни из первых в регионе, да и вообще в России, кто начал работать в рамках государственно-частного партнерства развивая онкологическую службу, — отмечает Иван Мошуров, главный врач БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер». — На сегодняшний день существует весьма дорогостоящее в обслуживание медицинское оборудование, и его, наверное, нет смысла покупать государственному лечебному учреждению. Достаточно, если оно будет у частника, который его обслуживает.

Для государства же дешевле именно покупать определенный вид услуги. Например, именно так работает обследование ПЭТ-КТ позитронно-эмиссионный компьютерный томограф, которое проводят в онкоцентре на Минской.

Немаловажный факт: суммы, которые инвестируют в проект частные партнеры позволяет перенаправлять бюджетные средства на какие-то другие цели, что положительно сказывается на развитии экономики региона.

Хотя экономические проблемы бесспорно влияют на финансовый сектор в целом. Едва ли российский бизнес готов к долгосрочным (от трех лет) обязательствам, которые возникают при государственно-частном партнерстве, считают эксперты.

— Мы действительно сталкиваемся с тем, что банковская система работает не очень хорошо, — признается Сергей Петровский, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области. — Представители бизнеса жалуются, что получить долгосрочные кредиты довольно трудно. Правильная позиция, толчок со стороны государства позволил бы привлекать хорошие деньги в большое количество полезных проектов, в том числе на территории Воронежской области.

А вот говорить о каких-то особенных проблемах, которые возникают в этой сфере и мешают развитию ГЧП не стоит. Есть скорее общие предпринимательские проблемы и тенденции, и к их решению нужно подходить комплексно.

— Если сфера ЖКХ, здравоохранения как-то вырвались вперед в плане государственно-частного партнерства, то в сфере образования нам еще рано говорить о каких-то успехах и чем-то гордиться, — замечает Александр Могилев, директор НОУ ДДМШВ «Магистр». — На самом деле, в области образования у нынешних органов образования потенциал сотрудничества с бизнесом нулевой, если не отрицательный. У нас в городе примерно 200 частных детских садов и только один или два из них имеют лицензию. Частных школ у нас в городе официально всего три.

Здесь есть и проблема компаний, и проблема законодательства, в котором все еще существуют недоработки.

По мнению эксперта, вся система образования на сегодняшний день находится в серьезном кризисе, который выражается не только в очередной смене министра образования, но и в изменениях во всей политике образования, которые ожидаются с приходом новой власти.

Например, в последние годы у нас активно заговорили о системе unschooling, когда родители отказываются от обучения своего ребенка в государственной школе и берут всю ответственность за образование своего чада на себя. И если три года назад у нас в стране было порядка 20 тысяч таких ребят, в минувшем году эта выросла уже до 100 тысяч, в этом от обучения отказались 200 (!) тысяч школьников по всей стране.

Экономическая выгода

Прежде, чем подписаться на какой-либо проект, частник сравнивает это предложение с другими похожими проектами и обращает внимание именно на тот вариант, который позволит заработать больше, чем другие. И с этой точки зрения инвестора нужно понимать, считает заместитель директора филиала- директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» Андрей Горбань.

Вкладывая деньги в проект частная компания рассчитывает на то, что ее услугу купит определенное количество людей, что инвестиция окупится. По факту, точно также поступит и государственное учреждение.

— Инвестор редко когда распоряжается своими деньгами. Чаще это кредитные деньги, у которых тоже есть своя стоимость.

Эксперты отмечают, что если представители власти видят интерес в проекте, в том числе и финансовый интерес, то не всегда он будет реализован именно с помощью ГЧП. Время от времени появляются проекты настолько интересные с финансовой точки зрения, что на них нередко тратятся деньги именно из государственно бюджета.

Плавно участники круглого стола подошли к оценке усилий власти в обсуждаемой сфере:

— Воронежская область по качеству нормативной базы, по степени готовности к заключениям государственно-частного партнерства, по независимой оценке экспертов, находится на втором месте после Ленинградской области,— замечает Павел Командоров, начальник отдела Департамента экономического развития Воронежской области. — И здесь нужно понимать, что Ленинградская область, это область, в которой в России и началось ГЧП. Что позволило нам достичь таких результатов? ГЧП у нас развивается с 2009 года, когда был создан первый индустриальный банк Масловский, когда государство совместно с Федерацией создало инженерную инфраструктуру, а инвесторы поучаствовали своими частными инвестициями. Проект Водоканала можно по-разному оценивать, но это был первый в России опыт передачи частному партнеру объектов водоснабжения насеения. И этот опыт был интересен с практической точки зрения. Как уже было замечено, практики ЖКХ имеют сложности с построением финансовой модели, с окупаемостью. Нам удалось синхронизировать все процессы и частного оператора, и банка, и имущественные вопросы решить. Мы планируем и дальше выстраивать диалог.

В заключение эксперты еще раз подчеркнули, что в сфере государственно-частного партнерства есть свои подводные камни, но также и свои перспективы, которые требуют как можно скорее решить существующие проблемы и создать ту экономическую модель, которая бы позволила обеим сторонам добиться максимальных успехов на пути к намеченным целям.

Место проведения
все альбомы (0) Альбомы
все участники (1) Участники события
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх