Просмотр события
Medium
4
16

Какие мы - воронежцы? Мнение №2

Начало: 01.09.2014 12:00
Окончание: 02.09.2014 12:00
О событии

Geosnet.ru начал работу по сбору материала для исследовательского проекта "Воронежцы". Мы решили поговорить с людьми, которые по долгу своей службы имели и имеют возможность видеть воронежцев в разных условиях и состояниях. Это социологи, историки, организаторы массовых праздников и т.п. 

Мы попросили их ответить на несколько вопросов:

-Считаете ли вы себя воронежцем?
-Почему (личная история)?
-Что для вас значит это понятие с профессиональной точки зрения?
-Изменился ли облик воронежцев за то время, которое вы их (нас, вас, себя) наблюдаете?

Итак, мнение №2, которое высказывает Андрей Лазарев, историк, руководитель Фонда Хованского:

-Чтобы страдать от реальности, нужно воображение: если нет воображения – нет страданий, это, кстати, две из четырех великих буддийских истин. Человек, руководящий воображением, способен наслаждаться жизнью в любой ситуации, в любом месте. Но вот чтобы наслаждаться в полном объеме, надо развивать не только безусловные, жевательно-сосательные рефлексы, но и рефлексы условные, т.е. обусловленные образованием, культурой, воспитанием и т.п.

Человек красит место, а мы видим Воронеж таким, каким хотим его видеть. У меня вот была статейка о проекции Августина Блаженного на Воронеж, на идею города, в принципе: когда у каждого города есть свой дух или душа, Град Небесный. Так и у Воронежа есть свой дух. Его можно понять, если видишь указания духа. Содержание идеи Небесного Воронежа можно наблюдать в архитектуре, здесь она воплощается в городских храмах.

У Воронежа, вообще, складывается очень символическая картина; если смотреть с Чернавской стороны, открывается такой вид: христианский храм, и театр – место для зрелищ и игрищ. Такая панорама явно обозначает двоеверие – традиционное явление во всей русской, да и европейской, если не сказать больше, культуре.

Храм – земное воплощение Града Небесного, а здание театра в форме Вавилонской башни – символ города гордого, и потому падшего, развратного, грязного. У каждого из этих городов своя этика. Воронеж в такой общей для всех городов символической картине никакое не исключение, а самый «нормуль».



Кстати, когда я стал интересоваться авторством проекта нашего нового драмтеатра, построенного в советские годы рядом с Покровским собором, то выяснилось, что это не наш, местный проект, а федеральный, типовой. Говорят даже, планировалось застроить всю страну такими прообразами Вавилонской башни – символа столпотворения, приведшего к человеческой розни. Любопытно, что этот же символ сейчас у филфака СПбГУ. Там думают, что вавилонская башня символизирует многоязычие. Это верно, но это еще и символ утраченного единства и взаимопонимания, символ попытки гордого само-превозношения человека, а потом позорного упадка.

Вот эта тема, о двух городах – земном и небесном, начатая еще Климентом Александрийским, определившим прообраз христиански настроенного Педагога, напоминает индейскую притчу, рассказанную учителем ученику: Два города в душе человека, можно сравнить с двумя конкурирующими волками, а выиграет тот, какого ты больше кормишь. Также и с городами. Есть богатые города, но бедные на великодушие. Душа ведь тоже требует жертв для питания. Бывает тучное тело, но тощая душа. Душу города надо тоже кормить, приносить ей жертвы, если не служения, то милости, смирения и добродетели, плоды достойные покаяния.

Владимир Соловьев, самый, наверное, выдающийся христианский религиозный философ, видел в городе идею Богочеловечества – радость жизни во всей ее полноте – и телесной, и духовной. Радость осознания своей природы, отличной от ангелов, наличием плоти. Вот как писал в «Филологических записках» Я.К. Амифитеатров: «Ясное видение своей чудно устроенной природы, не похожей ни на вселенскую, или на ангельскую природу, полнота веселия и блаженства, полнота любви, полнота всей любовной жизни!» Полнота, а не злоупотребление.

Возвращаясь к Воронежу, надо заметить: когда ты живешь в Воронеже – ты есть воронежец, это твоя реальность. Только человек, неадекватно ощущающий реальность, живя в Воронеже, может думать, что он иногородний в данный момент. Другое дело, видишь ли ты здесь свое будущее, если да, то каким? Если нет, не значит ли это, что тебе безразлично будущее города, ты можешь напакостить и сбежать?

Все, наверное, видят Воронеж по-разному, у каждого он свой. То, что нас, современных воронежцев, всех объединяет – так это желание сделать жизнь лучше сейчас и здесь, а не потом и в другом месте.

При таком взгляде Воронеж способен быть обителью счастья для всякого, кто владеет воображением, а не наоборот. Все, что на самом деле дорого человеку, можно получать от своего ближайшего окружения и даже без особых затрат.

Что изменилось? Есть люди которые изменились, иных уж нет, есть те, что только постарели, а есть - что выросли. Изменились магазины и машины. Канализация осталась той же, водоснабжение, говорят, улучшилось. Если бы не олимпийский огонь, фасады остались бы теми же, что и были + годы. Продукты хорошие пока есть, потому что покамест чернозём:)

Еще по теме:

Какие мы - воронежцы? Мнение№1

Текст опубликован в рамках гранта Гильдии аналитических журналистов
"Мы разные, но мы вместе"

 

Место проведения
Сообщества
все альбомы (0) Альбомы
все участники (4) Участники события
все обсуждения (16) Обсуждения
  • Thumb

    Ежи Лец: Я знал одного нестолько неначитанного человека, что ему приходилось самому придумывать цитаты из классиков) 

    Я и в правду интроверт, мне так комфортнее)

    В историческом отношении, меня нельзя назвать коренным воронежцем, я родился в Тамбовском селе, которое вошло в состав Воронежской области. Я написал об этом селе книгу в 2010, на 400 страниц, делал ее презентацию в ВИКО (воронежское историко-краеведческое общество): там 30% моих мыслей, а остальные - хрестоматия, чтобы был понятен контекст, о чем идет речь. Кстати, неплохая получилась книженция. Я там одним из первых взялся рассмотреть историю однодворцев. Это они были основной массой, участвующих в так называемом Тамбовском восстании, в  подавлении которого отличился Жуков, получил тут первый орден.  Это такая категория крестьян, которой были заселены в 17-18 веках Воронежский и Тамбовский край. По существу, воины охранявшие южные рубежи и кормившиеся землепашеством. Таких сел здесь было много, однодворцы были достаточно большой прослойкой между крепостными и привелегированными сословиями, даже сами могли владеть крепостными, но жили с ними по-братски, одним двором, за что и получили название такое. Таких сел здесь большинство. На моей родине, кстати, был построен старейший каменный храм Тамбовской епархии, в котором в мое детство был клуб с бильярдом. Смешно теперь: в церкви учился шары катать)) Мои давние предки -- священнослужители. Об истории села сохранилась книга 1907 года. Таких источников всего 6 в воронежской области, а должны быть в каждом селе. Куда они все подевались - неизвестно.  Следующий дельный труд появился спустя 100 лет - мой. Что-то еще будет?)

    1
    09.04.2014 13:50
    • Thumb       1

      как интересно.очевидно такие книги тупо сжигали в советское время

      0
      09.04.2014 14:05
  • Thumb

    Не хватило деталей, личного отношения к Воронежу, воронежцам. Интересно, когда "высокая философия" объясняется массовому читателю через понятные жизенные коллизии, характеры людей  и др. (см. "Гений места"). И зачем сохранены "статейка", "нормуль"?..
     

    0
    17.05.2014 08:20
    • Thumb 2012121311432804002732 233x233

      Владимир Васильевич, я все время вынуждена напоминать, что у нас не СМИ, а соцсеть. Поэтому здесь допустимы любые неакадемичные речевые обороты, угодные автору, кроме откровенно оскорбительных. Более того, они приветствуются. Потому что самое последнее, чего мы хотим - это сходство с официальными воронежскими СМИ. 

      1
      17.05.2014 16:05
  • Thumb

    Да я не против допуска, я - об эклектике. Как в анекдоте: "Белым-белым утром в белой-белой постели проснулась белая-белая принцесса и белой-белой улицей пошла к белому-белому замку... и т.д. до ответа "Нет, я просто так - по клавишам фигачу".


     

    0
    20.05.2014 12:04
    • Thumb       1

      laugh

      0
      20.05.2014 12:36
    • Thumb 2012121311432804002732 233x233

      А. ну если с этой точки зрения, то да, согласна. А вообще мы тут все время пытаемся слегка скрестить бульдога с носорогомю Иногда получается, иногда - нет. Формат новый, вот и мучаемся.

      0
      20.05.2014 22:32
  • Thumb dsc 8293

    Владимир Васильевич, это не интервью. Мы дали возможность людям самим написать ответы. Вышло как вышло. Без правок и стилизаций. У кого-то скупо и кратко, у кого-то совсем наоборот излишне щедро на сложности. Люди все разные, особенно в письменном своем воплощении. Лично меня это очень бодрит. Мы же исследование проводим, тут любые проявления индивидуальности - материал к рассмотрению.)

    1
    21.05.2014 01:13
  • Thumb

    Но смотрится-то как интервью. И видно, что отбор ответов производится, и правка какая-никакая... Тут, как говорится, либо-либо. Например на Западе публикуются "Письма без правки" (дается некий стандарт: объем, табу и др.), где авторский стиль сохраняется полностью. Можно, конечно, и готовить письма, как это делал перестроечный "Огонёк" (и именно с этого раздела люди начинали читать журнал!). То есть выбиралось самое-самое и различное. Но для этого, естественно, необходим вал писем (ответов).
     

    1
    21.05.2014 09:09
Комментировать

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться.

Наверх